Перинатальная энцефалопатия

К сожалению, со словосочетанием «перинатальная энцефалопатия» в настоящее время приходится сталкиваться многим родителям. И скрывается за этими непонятными словами то, что у их ребёнка медики констатируют нарушения и расстройства в деятельности центральной нервной системы.

Диагноз кажется тревожным и пугающим, но МирСоветов сразу хочет отметить, что часто диагноз ставят без явных оснований, а потом его снимают. Во-вторых, его не надо считать приговором и унывать, ведь детский организм наделён удивительными возможностями и способностями, позволяющими полностью исцелиться. Главное, если у малыша всё же подтверждена перинатальная энцефалопатия при обследованиях, то постарайтесь обеспечить ему хороший уход и своевременное адекватное и эффективное лечение.

Причиной некоторых взрослых неврологических недугов, таких как тяжёлые мигрени, гипертония, ранний остеохондроз, нейроциркуляторная дистония может быть перинатальная энцефалопатия, обнаруженная в младенчестве, но не должным образом откорректированная. Перинатальное поражение в школьном возрасте может спровоцировать гиперактивность, развитие синдрома дефицита внимания, сколиоза, проблемы с моторикой и органами зрения. Давайте поговорим о причинах, вызывающих данную патологию, признаках, указывающих на неё, методах диагностики и коррекции.

Общие сведения о перинатальной энцефалопатии

Впервые это понятие было предложено ввести в лексикон медицинских работников в 1976 году, тогда же для удобства установили сокращение – ПЭП. Слово «энцефалопатия» собрано из двух греческих слов, означающих «головной мозг» и «нарушения». А перинатальным периодом считают интервал от 28-ой недели беременности, когда происходит внутриутробное развитие, до 7-го дня с момента появления малыша на свет. Термин этот объединяет довольно обширную группу синдромов, состояний и заболеваний нервной системы плода (или новорожденного), которые развиваются из-за действия повреждающих факторов, иногда даже невыясненных причин, сыгравших негативную роль в период вынашивания женщиной плода, во время родов или же в первые дни жизни новорожденного. Такое неблагополучие чаще всего обусловлено факторами, сопровождающимися поступлением в кровь развивающегося и формирующегося плода недостаточного количества кислорода. Такое кислородное голодание медики называют гипоксией. В последние годы неонатологи и педиатры используют и другие термины и наименования неврологических патологий у детей, но собирательное название «перинатальная энцефалопатия» также остаётся на слуху.

Понять и объективно оценить состояние новорожденного врачам помогает десятибальная шкала Апгар. Учитывается цвет кожных покровов, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, активность родившегося, выраженность физиологических рефлексов. Если в сумме набираются низкие баллы, то есть риск для жизни малыша или развития неврологических нарушений. Иногда требуется срочно применить интенсивную терапию. Но даже если у новорожденного высокие баллы, то ряд симптомов неврологических нарушений может появиться даже после седьмого дня с момента появления на свет. Важно проявлять внимание к состоянию малыша, чтобы заметить негативные изменения в поведении, похожие на проявления ПЭП. Мозг малыша очень пластичен, поэтому если своевременно провести лечебные и корректирующие мероприятия, то удастся избежать и предупредить нарушения в формировании эмоций, поведенческих реакций, познавательной деятельности.

В течении перинатальной энцефалопатии выделяют 3 периода:

  1. Острый (это первый месяц жизни младенца).
  2. Восстановительный (у доношенных детишек он исчисляется от начала второго месяца до 12-го месяца жизни, а у недоношенных время продлевается до 24 месяцев).
  3. Исход:
  • полное выздоровление;
  • задержка моторного, речевого или психического развития;
  • ММД – так расшифровывается минимальная мозговая дисфункция, при которой может развиться синдром гиперактивности с дефицитом (нехваткой) внимания;
  • вегетативно-висцеральные дисфункции (нарушения работы некоторых внутренних органов);
  • невротические реакции;
  • гидроцефалия (так называемая водянка мозга);
  • эпилепсия (судороги);
  • ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич).

Почему возникает ПЭП?

Сначала МирСoветов перечислит факторы риска, которые могут привести к ПЭП:

  • некоторые наследственные и хронические болезни у будущей мамы;
  • инфекции во время беременности, например, краснуха, сифилис, цитомегалия;
  • нарушения в питании в период беременности;
  • приём алкоголя, наркотических веществ и курение в месяцы вынашивания плода;
  • алкоголизм и наркомания у отца ребёнка;
  • ранняя беременность;
  • постоянные стрессы или тяжёлая физическая работа в период беременности;
  • патологии беременности (угроза выкидыша, токсикозы на ранних или поздних сроках и тому подобное);
  • патологии при родах (слабость родовой деятельности или, наоборот, стремительно протекающие роды, травмы при оказании помощи;
  • неправильное положение плода, кесарево сечение, особенности анатомии строения таза роженицы, обвитие пуповины);
  • переношенность или недоношенность плода, повлёкшие нарушения в деятельности организма;
  • нехватка кислорода при внутриутробном развитии;
  • неблагоприятные воздействия внешней среды в период вынашивания плода, например, работа на вредном производстве, вдыхание токсических паров или передозировка лекарственных средств с целью отравления, ионизирующее излучение, загрязнение природы отходами производства, загазованность воздуха.

Встречаются случаи, когда не удаётся установить причину перинатальной энцефалопатии, когда у внешне здоровых родителей рождается малыш с патологиями головного мозга.

Когда надо бить тревогу?

В первые дни появления во внешний мир маленького крохотного создания особенно чутко наблюдайте за его состоянием. Обязательно сообщите приходящей проведать медсестре или педиатру, если:

  • младенец плохо сосёт грудь, часто поперхивается, слабо кричит;
  • запрокидывает свою головку назад, срыгивает почти после каждого кормления, причём, брызги частенько летят как фонтан;
  • мало двигается, вялый, не реагирует на громкие звуки;
  • глазки выпучены, но как бы опущены вниз, а над радужной оболочкой видна белая полосочка – врачи такое явление называют «синдромом Грефе» или «синдромом восходящего солнца»;
  • новорожденный внезапно начинает плакать, когда сосёт из бутылочки или груди – это может быть признаком повышения внутричерепного давления;
  • наблюдается выбухание родничка;
  • кроху очень трудно укачать, он плохо засыпает, постоянно просыпается.

В трёхмесячном возрасте насторожить должны такие проявления неблагополучия:

  • двигательная скованность, малыш лучше сгибает ручки, ножки, но ему трудно их разогнуть;
  • ручки постоянно сжаты в кулачки, требуется усилие, чтобы их разогнуть – это сигнал гипертонуса;
  • малышу трудно держать головку, когда он лежит на животике;
  • глазные яблоки блуждают, взгляд не фокусируется на красивой и привлекательной игрушке;
  • иногда заметно дрожание подбородка или ручек, подёргивания, вздрагивания, судороги;
  • головка увеличивается в своих размерах больше, чем на три сантиметра за месяц – тут можно заподозрить водянку мозга (гидроцефалию).

А что должно встревожить родителей в шесть месяцев?

  1. Малыш не интересуется игрушками, окружающей обстановкой.
  2. Не проявляет радостных эмоций, не улыбается.
  3. У ребёнка мало движений, иногда они могут быть односторонними.

В восемь или девять месяцев подозрения вызывают:

  • скудность эмоций;
  • нет интереса, когда родители предлагают поиграть;
  • малыш так и не может сам садиться;
  • предметы берёт только одной рукой, вторая как бы бездействует.

Тревожиться надо, если к году:

  • малыш не понимает простых и элементарных просьб и фраз, все игры сводятся только к разрушению;
  • издаёт мычащие звуки, его плач монотонный;
  • когда вы ставите его на две ножки, то он пытается шагать на носочках, не наступает на всю ступню.

Если к трём годам у ребёнка нарушена походка, движения не скоординированы, он неопрятен, не может обслуживать себя (завязывать шнурки, застёгивать пуговки), не просится на горшок, в туалет, не может правильно использовать ложку или кружку, то и это тревожные «звоночки».

Диагностика

Перинатальные поражения отмечаются на основании данных о течении беременности и родов, а также проведённых дополнительных обследований, позволяющих уточнить локализацию, особенности и степень поражения тканей головного мозга. В дальнейшем такие обследования позволяют судить о том, эффективна ли тактика лечения.

  1. Нейросонография (сокращённо НСГ) – позволяет оценить состояние мозга, его тканей, даёт представления о характере поражений мозга.
  2. Электроэнцефалограмма сокращённо (ЭЭГ) – помогает понять, как же функционирует головной мозг, есть ли отклонения в развитии, присутствуют ли очаги эпилептической активности.
  3. Электронейромиография (сокращённо ЭНМГ) – метод позволяет определить, есть ли у ребёнка нервно-мышечные заболевания.
  4. Допплерография – показывает величину тока крови в сосудах мозга.

Есть и другие современные помощники в диагностике, например, КТ, МРТ.

Помимо этого, ребёнок будет осматриваться офтальмологом, оториноларингологом, а при необходимости – и другими детскими специалистами.

Последствия перинатальной энцефалопатии в дошкольные и школьные годы

У дошколят одним из поздних последствий ПЭП может быть задержка речи. Тут непременно надо обратиться к неврологу, логопеду, психологу, чтобы помочь ребёнку. Да и вообще, любые задержки в развитии нельзя оставлять без внимания, поэтому обязательно посещайте участкового педиатра в положенные сроки, высказывайте ему свои сомнения, тревоги. Не надейтесь, что всё пройдёт «само». В дошкольном возрасте также констатируются такие последствия ПЭП:

  • заикание, проблемы с речью;
  • гиперактивность или, наоборот, заторможенность;
  • возбудимость, раздражительность, нарушения сна;
  • приступы злости, ярости, агрессии к окружающим, истерики, другие неврологические и психические проявления.

Недолеченная перинатальная энцефалопатия в школьные годы может дать такие неприятности:

  • головные боли;
  • нарушение письма (дисграфия);
  • проблемы с чтением (это дислексия);
  • трудности в концентрации внимания, утомляемость от умственной деятельности, неусидчивость;
  • снижение мышления, памяти, успеваемости;
  • конфликты с родителями, учителями, особенно в подростковом возрасте.

Рекомендации по лечению

В остром периоде перинатальной энцефалопатии новорожденные с тяжёлыми и среднетяжёлыми патологиями головного мозга и нервной системы нуждаются в лечении в стационаре. Если синдромы проявляются в лёгкой форме, то возможно лечение в домашних условиях. Постарайтесь создать вокруг малыша доброжелательную и спокойную обстановку. Не надо унывать, впадать в панику или депрессию, если диагноз поставлен в раннем возрасте, то многое можно поправить. Задача родителей: окружить малыша любовью, следовать рекомендациям врачей, быть терпеливыми. Часто доктор назначает физиотерапию, лечебную физкультуру, ванны с лекарственными настоями и отварами (сосновая хвоя, овёс, ромашка, душица, череда) или с добавлением морской соли. Внутрь могут назначаться травы с успокаивающим, расслабляющим действием, препарат Элькар, Глицин, Ново-Пассит, витаминные и укрепляющие сиропы. Хорошие результаты даёт лечение у гомеопата, остеопата.

Если у ребёнка выявлено повышенное внутричерепное давление, то рекомендуется что-то подложить под матрас, чтобы головка была повыше, назначаются травы с мочегонным действием либо Диакарб. В тяжёлых случаях при гидроцефалии приходится прибегать к помощи нейрохирургов.

При эпилепсии врач подбирает противосудорожные средства. Если требуется, то назначаются лекарства, активизирующие деятельность мозга, улучшающие его кровоснабжение, например, Ноотропил, Пантогам, Винпоцетин, Актовегин, Энцефабол. Подбор препаратов осуществляется доктором индивидуально для каждого маленького пациента.

Даже если в дальнейшем состояние здоровья у ребёнка стабилизируется, исчезнут проявления ПЭП, с целью профилактики периодически посещайте невролога. Иногда проходите курсы массажа, если нет противопоказаний, укрепляйте ребёнка, повышайте иммунитет, развивайте мелкую моторику, координацию движений, мыслительную деятельность, но не допускайте при этом перевозбуждения, переутомления.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: