Предотвратим детские болезни и неудачи

Одним из первых попытку изучить вопрос взаимосвязи психического и физиологического предпринял Авиценна. Он провел эксперимент. Двум баранам давалась одинаковая пища; при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Постоянная стрессовая ситуация как неблагоприятный психологический фактор губительно влияла на здоровье животного.

К сожалению, многие люди болеют потому, что не учитывают или недооценивают влияние психологических факторов. Еще хуже, когда люди своим невежеством или невниманием подготавливают почву для развития болезней у своих детей.

Основными психологическими факторами, провоцирующими развитие различных заболеваний и других бед, являются: эффект внушения и самовнушения, действие психологических установок, стрессы, внутренние конфликты, «элементы органической речи», мотивация или условная выгода, идентификация, самонаказание, травматический опыт прошлого, неспособность выражать эмоции.

К сожалению, рамки статьи не позволяют рассказать о механизмах действия всех перечисленных факторов на психику ребенка. Поэтому сегодня мы расскажем только о самых распространенных из них:

Эффект внушения и самовнушения

Наверное, вы часто слышите фразы, брошенные родителями: «Куда пошел? Сейчас упадешь!» (Бах, и вправду упал). «Вот увидите, сейчас у него ничего не получится, и он распсихуется»…..«Он рисовать не будет, он этого не любит да и не умеет»… И это еще самые безобидные примеры. Как правило, родители редко слышат себя, произнося эти фразы. Дети на них как будто не обращают внимания, но, как это ни парадоксально, чем менее осознанно предписание, тем сильнее оно работает.

К тому же дети крайне внушаемы! Если ребенок постоянно будет слышать от взрослых, что он болезненный, неспособный, жестокий, упрямый, несамостоятельный и т.д., то велика вероятность того, что он в это поверит, и будет вести себя именно так . Конечно, родители критикуют негативные качества ребенка, желая помочь ему от них избавиться. При этом надо твердо усвоить, что критика должна быть направлена на поступок, а не на личность. Делать это лучше очень мягко, используя косвенные приемы.

Вот два из них:

  • Расскажите ребенку сказку или метафору, в которой герой совершил не очень благовидный поступок. Дети прекрасно отождествляют себя со сказочными персонажами, и к тому же это поможет ребенку рассмотреть проблему как бы со стороны. Вы можете вместе с ребенком поразмышлять о том, как герою сказки выйти из затруднительной ситуации, исправить положение.
  • Примените метод «Кавычки», изобретенный американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном. Метод заключается в том, что вы описываете выдуманную или реальную ситуацию, которая, по сути, аналогична актуальной, но была с вами в прошлом. Потом вы рассказываете, как была разрешена ситуация. Примерно так: «…И потом я сказал ему: «Послушай, я очень ценю наши отношения, но твой поступок (описание его поступка) меня сильно огорчил (описание своих чувств). Давай договоримся… (предлагаем и вместе ищем пути выхода из конфликтной ситуации)»» Особенно этот метод эффективен при взаимодействии с более взрослыми детьми, подростками.

Часто приходиться слышать, как родители внушают детям: «НЕ балуйся, НЕ плачь, НЕ психуй, НЕ ври, НЕ дерись...» Эти внушения принадлежат к категории негативно сформулированных, так как они указывают ребенку на то, что ему делать НЕ следует. При этом желаемый вариант поведения умалчивается.

Сравните эти внушения:

Негативно сформулированные внушения Позитивно сформулированные внушения
«НЕ психуй» «Успокойся»
«Не дерись» «Помиритесь и живите дружно»
«Не бойся» «Ты же смелый...»
«Не горбись» «Сиди прямо»

Учат ли детей негативно сформулированные наставления чего-то добиваться, к чему-то стремиться? Нет, они учат избегать какого-то поведения, но достойная альтернатива им при этом не предлагается. У человека есть два мотива, связанных с успешной деятельностью. Это мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует. Если ребенок живет в постоянных запретах и ограничениях, его доминирующим мотивом будет избегание неудач. Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «ЦЕЛИ ИЗБЕГАНИЯ» (когда человек знает, чего он НЕ хочет, но не может сформулировать цели, к достижению которых можно стремиться). Позитивные родительские внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели.

Негативно сформулированные внушения часто приводят к прямо противоположному эффекту. Например, родители говорят ребенку перед контрольной: «Не тревожься, не переживай». И тем самым усугубляют напряжение. Бессознательное не воспринимает частицу «не», а получает команду «тревожься, переживай».

Негативные оценки ребенка необходимо тщательно отслеживать родителям еще и потому, что за ними очень часто стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, которое проецируются на ребенка.

Как один из вариантов внушения интересно рассмотреть эффект самовнушения. В этом случае в роли «гипнотизера» выступает сам человек. Ярким примером эффекта самовнушения может служить ситуация, описанная в рассказе О.Генри «Последний лист».

Действие психологических установок

Психологическая установка — это состояние психологической готовности воспринимать что-то или действовать определенным образом.

Что же внушают родители детям? Как правило, то, что они сознательно или неосознанно от них ожидают, во что они в первую очередь сами верят. Роль убеждений в жизни человека огромна. Убеждения часто превращаются в самоисполняющиеся пророчества, или, иначе, самореализующиеся пред­сказания. Человек видит, делает и по­лучает только то, в чем убежден, — в полном соответст­вии с библейским утверждением — «каждому по его вере». Сложность заключается в том, что большинство своих убеждений люди не осознают.

Как работают самореализующиеся пророчества видно из следующего примера.

Группа американских психологов, проводя тестирование на интеллект в одной из школ, сознательно подменили результаты исследования. Слабые ученики были представлены учителям как одаренные дети, сильные — как обладающие интеллектом среднего уровня. При повторной диагностике через полгода, психологи заметили, что почти все учащиеся из ра­нее отстающей группы выбились в лидеры по успеваемости! Ответ на вопрос, почему так произошло, вполне ясен. Учителя стали задумываться: «Как же мы не заметили одаренность в этих детях?». Они начали более внимательно к ним относиться, ожидать от этих детей более высоких результатов, искать различные педагогические подходы. Это привело к тому, что у детей возникли благоприятные условия для раскрытия потенциальных способностей. В дальнейшем этот экспери­мент многократно повторялся, и всегда с одним и тем же результатом.

Сила убеждений распространяется не только на познавательную, но и эмоционально-волевую, поведенческую сферу. Приведу пример из своего опыта.

Работая школьным психологом, я выбрал в качестве приоритетного направления проведение тренингов общения для подростков. С одним из подростков работать мне было особенно интересно. Его вклад в развитие групповой динамики был огромен и позитивен. Он всегда помогал мне проводить тренинги. В то же время на уроках он выводил из равновесия многих учителей своим неординарным поведением, чем и заслужил кличку «Никулин». Подросток сам обратился ко мне с просьбой помочь ему изменить свое поведение, наладить отношения с учителями и избавиться от навешенного ярлыка. «Я хочу измениться, меня все это уже достало, да и маму жалко, постоянно ее вызывают в школу, но ничего не могу с собой поделать» — говорил он мне: «Когда учителя ко мне приближаются, я вижу, как они напряжены, как будто они боятся, что я снова что-нибудь выкину. И тут в меня как демон вселяется....»

Работа только с подростком не могла решить проблему. Нужно было, чтобы и педагоги осознали и преодолели свои собственные установки по отношению к этому мальчику. Только применение системного подхода помогло разрешить данную ситуацию.

Это был пример негативных установок. К сожалению, они очень легко возникают и это связано с действием защитных механизмов сознания. Согласитесь, легче переложить ответственность за проблемную ситуацию на поведение ребенка, чем признаться себе и другим в том, что ваше поведение оказалось не достаточно гибким.

Установка может быть позитивной и творить чудеса.

Помните, Макаренко описывает в «Педагогической поэме» случай, когда он доверил бывшему вору деньги, которые тот доставил в целости и сохранности.

Из этих примеров видно, как работают установки. Психологическая установка постоянно корректирует восприятие и влияет на поведение. Если у человека есть установка, он замечает все, что ей соответствует, игнорируя то, что входит в противоречие с ней.

Идентификация

Дети многому учатся, используя механизм подражания. В своих играх они копируют взрослых, их роли и взаимоотношения. Дети очень хотят быть похожими на взрослых. Такая модель детского поведения называется идентификацией. В сущности, это своего рода инсценировка поведения, актерская игра, последствия которой, увы, далеко не всегда благотворны. Дело в том, что, отчаянно пытаясь абсолютно во всем быть таким же, как взрослые, малыш перенимает не только взрослые манеры и привычки, но и заболевания. Очень трудно провести четкую грань, за которой кончается наследственность и начинается идентификация. Рекомендации взрослым в этом случае просты — надо самим измениться так, чтобы ребенку было не только безопасно, но и полезно стать таким, как вы.

Мотивация или условная выгода

Часто наше бессознательное использует болезнь для того, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою потребность. «Какую выгоду можно получить от болезни?» — спросите вы.

Представьте, что ребенок страдает от недостатка внимания вечно занятых родителей. Он хочет больше времени проводить со своими близкими, получать от них больше заботы и тепла, но родители этого не замечают. Внезапная болезнь ребенка заставляет родителей забыть о своих делах и обратить все внимание на ребенка.

Цель так или иначе достигнута. В следующий раз, чтобы добиться такого же эффекта, бессознательное ребенка будет стремиться спровоцировать болезнь. В этом случае возникает опасность развития психосоматических заболеваний. Психологи называют это действием вторичной выгоды симптома.

«Элементы органической речи»

— это стандартные фразы и «штампы», которые мы употребляем в повседневной жизни, когда жалуемся друг другу на какие-либо проблемы и неприятности.

Вот несколько примеров таких фраз: «это у меня уже в печенках сидит...», «глаза бы мои тебя не видели», «голова идёт кругом», «я его не перевариваю», «и зачем тебе эта головная боль», «хомут на шее», «это меня сильно напрягает» и множество других. Эти фразы очень метафоричны, но наше подсознание может прямо понять идеи, заложенные в них, и реализовать их в виде физиологических расстройств. Стоит ли потом удивляться частым головным болям, тошноте, резкому снижению зрения. Мысли, которые мы передаем при помощи словесной кодировки, имеют способность влиять на психику и физиологию, как другого человека, так и нас самих. Например, слова «у меня сердце за него болит», «я от этого с ума схожу» могут превратиться в реальные симптомы. Как правило, люди не осознают часто используемые ими элементы органической речи.

Я консультировал ученицу девятого класса. Для описания своих проблем, связанных с большой загрузкой в школе она периодически употребляла фразы «эта головная боль...», «очередная головная боль». Для того чтобы она осознала навязчивое употребление этих словосочетаний, я применил прием «Эхо», просто повторял (отзеркаливал) за ней фразы, на которых я хотел обратить ее внимание. Ее поразило то, что она услышала. Она и представить себе не могла, что так часто прибегает к употреблению этих метафор. Догадайтесь, какие проблемы на физиологическом уровне ее преследовали. Осознание и работа по замене подобных описаний позитивными высказываниями привело к «исчезновению» симптома.

Наверное, среди вас найдутся люди для которых эта ситуация покажется знакомой. Предлагаю Вам в качестве практического упражнения прислушаться к речи окружающих, понаблюдать за их поведением с целью отслеживания вышеописанных механизмов, хотя бы в течение ближайшей недели. Уверяю, что если вы к этому серьезно подойдете, то сможете собрать целую коллекцию «Элементов органической речи», негативных установок и других психологических вирусов. «Зачем это нужно?» — спросите вы. Сначала вас может удивить то, насколько часто вы с этим сталкиваетесь (привычное, как правило, не замечается), затем у вас появиться навык отслеживать это у других, что поможет вам глубже изучить проблему. Со временем вы научитесь замечать, а потом и контролировать и свои высказывания и действия подобного рода. Идеальный конечный результат — цель — довести навык борьбы с психологическими причинами болезней до автоматизма и научить этому своих детей. Буду рад, если моя статья поможет вам в этом!

Статья опубликована в журнале "Игра и дети" № 6, 2005 г


Автор: Губарев Игорь Николаевич Другие статьи автора читайте на его сайте, в разделе: Статьи по психологии общения с детьми



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: