Как можно решить проблему подготовки квалифицированных кадров?

Тема образования в России на сегодняшний день является наиболее резонансной. Так, например, на встрече промышленников с Президентом России одной из главных тем обсуждения стало образование технических специалистов.

Проблема технических кадров (инженеров и специалистов) стоит на сегодняшних предприятиях довольно остро. И это не удивительно, ведь по оценкам из 200 тысяч выпускников технических вузов всего лишь треть идёт работать по специальности. Мало того — руководители предприятий отмечают низкий уровень подготовки кадров. Разумеется, это сказывается на промышленном производстве, где нужны не дипломы, а профессионалы.

В ходе обсуждения этой ситуации были высказаны разные мнения. Начиная от предложения закрыть в технических вузах факультеты непрофильных специальностей (экономист, юрист, PR и проч.) и заканчивая переводом этих вузов на статус ПТУ.

Впрочем, как бы там ни было, но смена статуса института не способна полностью решить проблему неподготовленности кадров. Следовательно, нужно менять что-то ещё. Что-то ещё предложили бизнесмены в виде создания центров по подготовке инженеров для различных производств.

Безусловно, в области подготовки технических специалистов есть слабые места. Но в чем именно это слабое место? В том, что в вузах есть другие специальности? В том, что нет специальных центров по обучению от самих заводов? Или в чем-то еще?

Для начала имеет смысл посмотреть, является ли техническое образование единственной областью, в которой есть проблемы с качеством обучения? И если мы честно посмотрим вокруг, то обнаружим, что нет, не является. Будь то область продаж, маркетинга, дизайна, менеджмента и или PR, в каждой из этих областей наблюдается дефицит компетентных кадров. Ведь на самом деле в любой специальности есть своя технология. Существует технология заключения сделок, существует технология проведения PR-кампании, существует технология проведения маркетингового исследования.

И получается, что проблема не в технических вузах. Отсутствует важный элемент в подготовке этих кадров. Другими словами — в обучении. И главное упущенное звено в обучении — это отсутствие технологии КАК учиться.

Другими словами, вы пытаетесь научить человека как что-то делать в то время, как он не умеет учиться (даже если хочет). Это похоже на обучение бегу человека, который не может стоять на ногах. Для того чтобы бежать, ему надо сначала уметь держаться на ногах. Это необходимо, не правда ли? Так вот для того, чтобы выучить предмет, ему надо уметь учиться.

А что значит «уметь учиться»? В этом достаточно просто разобраться, если мы посмотрим на результат, который нам нужен. Когда мы готовим специалиста в какой-то области, мы хотим чтобы он понимал то, что он изучает. Как показали исследования, которые проводил Л. Рон Хаббард в середине ХХ века, основным препятствие на пути к пониманию материала являются непонятые слова — слова, которые человек не понял или понял неправильно.

Исследования, проведенные АНО «Прикладное образование СНГ», показывают что проблема непонимания слов, которые люди используют в своей работе, весьма актуальна и для России. Причем это встречается не только у студентов или технических специалистов, но и у учителей и преподавателей.

Чтобы получить представление — о чем идёт речь, предлагаю провести небольшой эксперимент: вставьте последнее слово в следующие фразы «гвозди забивают …» «чай налили в …», «ропак можно встретить там, где …». Так вот ропак можно увидеть только там, где холодно, ведь это отдельная льдина, стоящая вертикально среди относительно ровной поверхности льда. Но если вы не знали значения этого слова, то вам сложно было закончить фразу, не посмотрев значение этого слова в толковом словаре.

А теперь представьте, что подобные непонятые слова встречаются среди основных действий и предметов, с которыми человеку приходится работать! Не верите? А вы спросите. Мне известны случаи, когда преподаватель физики на вопрос «Что такое физика» начинал говорить: «Ну как бы тебе сказать так, чтобы попроще объяснить. Наверное, начну с того, что изначально…». И это понимание предмета? Бросьте! Если человек понимает, что значит то или иное слово, то он сможет объяснить его даже ребенку. Будь это молоток или реактивный двигатель.

И дело не в том, что этот «специалист» — плохой человек. Нет глупых обучающихся. Есть обучающиеся, которые не поняли несколько слов, и после этого уже не могут воспринимать материал.

Чтобы справляться с подобными проблемами в обучении и подготовке, известный писатель и просветитель Л. Рон Хаббард разработал Технологию обучения. Это действительно технология того, как изучить что-либо и быть способным применять это. В ней описано, как распознавать различные трудности, с которыми сталкивается студент, как справляться с этими трудностями и как учиться с полным пониманием изучаемого материала, быть способным применять это в жизни. Всё это можно найти в этой технологии.

Чтобы познакомить с этой технологией людей, которые нуждаются в ней, группа преподавателей в 1972 году создала «Прикладное образование». На сегодняшний день «Прикладное образование» — это организация с обширной сетью, представительства которой можно встретить в 67 странах.

Одной из таких организаций, где любой человек может изучить Технологию обучения и, применяя ее в жизни, повысить свои навыки и способности, является АНО «Прикладное образование СНГ». Резюме

Проблема образования очевидна, решение существует, а значит, дело за малым — внедрить это решение. К слову сказать, в ряде стран (включая Бангладеш, Доминиканскую республику, Мексику) предложенная методика уже является обязательной для использования в школах.

За дополнительной информацией обращайтесь: АНО «Прикладное Образование СНГ», www.apscis.ru, тел.: (495) 6806673.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: