Трость и её элегантный образ. Какова была опора?
Как бы вы порекомендовали держать руки при ходьбе, если они ничем не заняты? По швам? Неудобно! Размахивать? Во-первых, я не в строю, во-вторых, я — женщина. В карманах? Это как-то очень по-хулигански… Сложить на груди? А если равновесие потеряешь? Промблема, как говорит герой одного фильма…
Гуляла бы я с тросточкой, живи в конце 18 века во Франции — именно там они появились как модный дамский аксессуар. По утверждению Казановы, тросточки, скорее тростиночки — так тонки и изящны они были — служили опорой модницам, которые ходили на 6-дюймовых каблуках (напомню: дюйм=2,54 см). А если сейчас вытребовать у моды эти затейливые палочки, надо шляпки с перьями или вуалью носить, веером обмахиваться, широченные многоярусные юбки надевать… Я и говорю: промблема!
Если рассуждать логически, трость нужна человеку для опоры — значит, предполагается, что человек, мягко говоря, немолодой. Но парадокс в том, что именно молодые люди считали трость обязательным элементом своего внешнего вида. Она как бы объявляла окружающим, что ее хозяин из отроков в женихи переходит. И еще момент: выход в свет в такой экипировке приравнивался к первому посещению… борделя. Ничего себе — символ взрослости!
Как ни шути, а по трости, оказывается, социальный статус определяли. Дворяне, например, вообще на улицу без трости не выходили. В ней все имело значение: материал, форма, отделка. Так, бук символизировал величие, дуб — силу, самшит — твердость и мужество, кедр — долголетие… Хотя есть где-то в России коллекция, а в ней трость из корня… хрена: толстая, крепкая, ее за костяную принимают. На отделку набалдашника не скупились: иногда эта деталь целого состояния стоила! А как на нем смотрелась рука владельца с богатыми перстнями! Зачастую набалдашники делали в форме головы животного, птицы, а вместо глаз вставляли драгоценные камни.
Трость могла указывать на политическую ориентацию владельца. Например, после свержения Наполеона его сторонники демонстрировали свою приверженность к нему при помощи тростей с набалдашниками из слоновой кости: вырезаны они был таким образом, что тень от них отображала профиль императора.
Очевидно, знал толк в тростях египетский фараон Тутанхамон — в его гробнице их оказалось множество. В качестве украшений использовались, конечно, драгоценности, а еще металл, стекло, перья, сверкающие крылышки жуков. Трости часто использовали в качестве дипломатических подарков. Их дарили Папе Римскому, Ф. Кастро, Р. Рейгану… Петр Первый, а это он привез трость в Россию, наградил ею князя Меншикова за удачное военное сражение. Выполнена она была по эскизу царя, набалдашник усыпан бриллиантами и крупными изумрудами.
Приверженцами трости были, например, А. Толстой, Есенин, Шаляпин, Маяковский… Как было обойтись без трости Гиляровскому — он ведь такие трущобы исследовал! Большим почитателем трости был князь Потемкин. Коллекции элегантных палок были у Вольтера (аж 120 штук!), у Бальзака. После Петра Первого осталась большая коллекция — со шпагой, с подзорной трубой, даже с линейкой… У Пушкина было много тростей. Он делил их, как и все светские люди, на рабочие, по необходимости и просто так. В одну из них была вмонтирована пуговица Петра Первого. На картине Николая Ге — Пушкин с одной из любимых тростей в Михайловском. Отдельно следует сказать о пушкинских спортивных тростях. Одна из них, по рассказам, была залита свинцом и весила пуд. На прогулках он ее подбрасывал и ловил: чтобы рука не дрогнула, если на дуэль выйти придется. Не помогло…
Сейчас самой большой коллекцией тростей и стеков (они немного потеснили трость с началом первой мировой войны) обладает Хельмут Биглер из Люксембурга — более 70 тысяч раритетов из разных стран. На аукционах нет-нет да всплывут трости: то великого Чаплина, то адмирала Нельсона, то князя Барятинского.
Многие авторы литературных произведений наделяли своих героев этим реквизитом. С набалдашником в виде головы пуделя черная (а какая же еще!) трость была у Воланда. Шерлок Холмс, если помните «Пеструю ленту», тростью расправился со змеей. Улыбку вызывает походка Дэвида Суше в роли Пуаро. А если бы он еще без тросточки был! Хлестакова не забыть бы! Вот уж кто всегда при трости! С тростью надо было уметь обращаться. Те, кто не осиливал этот этикет, выходили из положения просто: вешали ее на руку.
Удивительно, в тростях размещали контейнеры, в которых что только не переносили! Врач — аптечку, музыкант — ноты и даже дудочку или флейту, художник — кисти, любитель выпить — сосуд с коньяком. А еще: лорнеты, зонтики, фонарики, часы, подзорные трубки, расчески, флаконы с парфюмом, канцелярские принадлежности… Были специальные театральные трости, в которые помещали свистки для «приветствия» плохих актеров… В 20 веке в Германии в трости начали встраивать шпионские фотокамеры. А вы видели в фильмах, как злодеи подсыпают из набалдашника яд в чай сопернику?
Были такие трости, из которых можно было смонтировать стульчик, чтобы присесть на затянувшейся прогулке. Кроме того, деталью трости могло быть и оружие: клинок, кинжал, лезвие, даже одноствольное ружье! Оружием защиты, да и нападения тоже, была и пика на нижнем конце трости. Как раз одновременно и для того, и для другого воспользовался тростью один из президентов США Э. Джексон. На него было совершено покушение, но пистолет стрелявшего дал осечку. Вот президент и походил своей тростью по неудавшемуся убийце.
Трость — необходимый элемент реквизита танцоров кабаре. Украшается она сверкающей при соответствующем освещении фурнитурой, что делает ее просто завораживающей!
После 1917 года трость как аксессуар в России стала считаться пережитком прошлого. Осталась она в употреблении лишь для своего прямого назначения — опоры тела. Все правильно! Ведь прародителем этой изящной вещицы был посох, который помогал человеку передвигаться. Из крайности в крайность переходит ныне трость: то ортопедическая принадлежность, а то антиквариат…
Может ли вернуться трость-аксессуар? Вряд ли. Очень уж стремительно наше время! А трость — это прежде всего поза, неспешность…