Каков он, народ украинский? Киев. Личные впечатления
Этим летом мы с мужем путешествовали по Украине. Посетили Киев, Львов, Воловец, Мукачево, Ужгород. И больше всех увиденных достопримечательностей впечатлились встречами. Разными они были: где подольше, где — покороче, но большинство из них душу греют до сих пор. Самая первая, понятное дело, случилась на границе. Украинские пограничники и таможенники оказались вежливыми и немногословными, за что им большое спасибо, так как пересекали границу мы посреди ночи.
А наутро были уже в Киеве, граде славном и прекрасном, о котором кто-то из знаменитостей выразился примерно так: «Много есть городов с парками, но только этот — город в самом парке». Любимый с юности Киев встретил нас приветливо — солнышком ясным, теплом и безветрием.
Когда сдавали вещи в багаж, приемщик как в воду глядел, спрашивая: «Все нужное взяли из чемодана?». Уверенно кивнув, мы ушли подобру-поздорову, а на привокзальной площади я ахнула: «Фотоаппарат забыли!». Возвращаемся, виновато объясняя причину. Мужчина молча уходит, приносит этот тяжеленный чемодан (только взяв его в руки, муж меня еще дома спросил: «Зачем везти в отпуск кирпичи?»), а на попытку извинения отвечает: «Немае за што». И улыбается. И от этой улыбки так светло на душе становится…
Первое, что сделали в Киеве, — записались на обзорную экскурсию, но, войдя в автобус, увидели, что на свободных сиденьях лежат таблички с предупреждением: место занято. Не успели выразить удивление организаторам, как все таблички были сметены в одну кучку, а кто-то из пассажиров даже передвинулся, чтобы дать нам возможность лицезреть предстоящие красоты рядышком.
Ну, как бы это сказать… Экскурсовод был не слишком толковый. Может, и толковый в принципе, но расцарапанная щека и явные следы похмелья на лице не позволяли ему эту толковость проявить. А потому он жал попеременно на две кнопки: то обучал экскурсантов православию, то восхвалял нацию, слегка подпинывая «москалей клятых». В общем, очень скоро надоел, и когда добрались до лавры, то почти все пассажиры покинули автобус, который дальше следовал к резиденции властей. Впрочем, к этому моменту мой неугомонный профессор уже успел растолковать гиду, где и в чем тот ошибается, трактуя те или иные исторические события, так что гонору у экскурсовода поубавилось…
Зато по Киево-Печерской лавре нас водил такой человек, которого иначе как суперпрофессионалом и не назвать. Глубина его знаний удачно дополнялась чувством юмора. К примеру, по поводу переименования прилежащей улицы в честь небезызвестного Мазепы он отозвался так: «Петр I поручил Мазепе соорудить ряд построек в этом месте Киева, поэтому Мазепа — герой, соорудивший сии постройки».
По лавре можно ходить долго, и все равно времени не хватит, чтобы налюбоваться. По окончании экскурсии мы пошли бродить по ней своим ходом. Посетили выставку сокровищ. Она уникальна, что и говорить, только огорчает слабое атрибутирование экспонатов.
И еще почему-то мне запретили войти с дамской сумочкой. Гардеробщица заставила вынуть из нее кошелек и телефон… Попытки сослаться на Эрмитаж и т. п., где женщины не ходят с кошельками, оказались тщетными. Гардеробщица гордо ответила: «Там — так, а у нас — так». И пригрозила вызвать милицию, что было уже совсем смешно. Кстати, вслед за нами на выставку прошествовала крикливая семья из двух взрослых и двоих детей с объемистой хозяйственной сумкой. Но разве стоит расстраиваться из-за такой мелочи? Вот мы и не расстроились.
Наконец, с трудом расставшись с лаврой, вышли из нее, и тут же встретились с нашим экскурсоводом. Прикиньте — не мы к нему, а он к нам кидается со словами: «Как приятно с вами снова увидеться. Что удалось посмотреть?». Побеседовав накоротке, распрощались и решили, что осталось отобедать, прикупить гривен и двигаться к вокзалу, чтобы поспеть на поезд.
Ближайшие к лавре рестораны ошарашивали ценами, но на расстоянии чуть более одного квартала от нее меню оказалось вполне приемлемым, размер порций просто поразил, а обслуживание вовсю порадовало. Не справившись с предоставленными блюдами, извинились перед симпатичной доброжелательной официанткой, так как еда была очень вкусна, но уже не помещалась в желудках.
Кроме столованья, в этом ресторанчике мы запаслись советами, где можно поменять рубли на гривны, и двинулись к ближайшей автобусной остановке. Там оказалось немало народу, который охотно подсказывал, какой маршрут нам больше подходит. Устроившись в подошедшей вскоре маршрутке, привычно участвовали в эстафете передачи денег водителю.
Неожиданно юноша, что сидел впереди, оглянулся и спросил меня: «А вы тоже нездешние?». Подтвердила. Он снова спрашивает: «А откуда?». Отвечаю: «Из Москвы». Он: «С Москвы? Правда? А я вот тут… на семинар… в институт… из района». Ну, поговорили и поговорили. Между тем, уже все пассажиры, оказывается, в курсе того, где нам нужно сходить. И чуть ли не хором говорят, что, мол, пора. Выходим, топчемся. Подлетает тот же парнишка, что завел беседу, и говорит: «Помочь вам?». А как он поможет, если сам толком Киева не знает? Но все равно так приятно было, только чуток жаль, что огорчился, когда понял, что помочь не сумеет.
Как только пополнили запас местной валюты, решили отведать киевского мороженого. Еще одна встреча, и снова радость. При покупке затрудняюсь с оплатой. Девчушка-продавщица смеется: «У меня подруга недавно приехала из России, тоже к гривням привыкнуть не может». И показывает мне, как надо расплатиться. Мне тоже смешно становится, и мы вместе хохочем — от души! Всего минутка — даже не знакомство — встретились и разошлись, а ведь как хорошо.
Удивительно, как много душевного тепла можно получить всего за один день в Киеве!