Елабуга. А ваш город - священный?
Началось всё с письма одной моей очень хорошей знакомой — Елены Коровиной. Она писатель-историк и очень любит всевозможные исторические парадоксы и тайны. Хотя, с другой стороны, на свете мало людей, способных остаться к ним абсолютно равнодушными.
Так вот, в ее письме были такие строки: «…Ты знаешь, я недавно наткнулась на рассказ о Книгах Сивилл, где говорилось о том, что Россия — избранная страна, потому что у нас множество городов, священных с точки зрения древних пророчиц. Священными они считали города, где есть три символа: вокруг города корабельные сосновые рощи, в городе есть могилы амазонок, у города есть личный омфал — священный камень… Как раз подходит под описание твоего города, не правда ли?»
Прочитала я несколько раз этот отрывок и задумалась: а ведь действительно, мой родной город Елабуга вполне подходит под определение «священного града». Посудите сами. Во-первых, вокруг города, растут корабельные сосновые рощи, отличным тому доказательством служит картина моего знаменитого земляка Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Ведь писал он ее с натуры, а натурой ему послужили виды именно елабужских лесов.
Во-вторых, под определение амазонки очень подходит прославленная кавалерист-девица Надежда Дурова, которая была похоронена на Троицком кладбище около Елабуги. Так что и «могила амазонки» в окрестностях тоже имеется.
Да, чуть не забыла: говорят, что в средние века, когда монголы напали на Волжскую Булгарию, за оружие взялись не только мужчины, но и девушки. Как рассказывает старинная легенда, отряд, состоящий из сорока дев-воительниц, возглавляла дочь булгарского царя — красавица Алтынчеч.
Если все было на самом деле так, как говорится в предании, то вполне вероятно, что бои с монголами булгарские девушки вели и на территории нынешней Елабуги. Поэтому Дурова может быть далеко не единственной «амазонкой», нашедшей последний приют на нашей земле.
И, наконец, в-третьих, личный священный камень. Таковых у нас — целых два! Первый находился в русле реки Камы напротив высокого холма, где стоит Елабужское (в народе его еще называют Чертовым) городище. Это остатки булгарской крепости, построенной около тысячи лет назад. Предполагают, что камень упал как раз с этого холма. Так как размеры его были поистине устрашающие — он загораживал почти все русло реки, мешая прохождению судов, то называли его «Алабуга» (в переводе с тюркского языка — «Пестрый Бык»). Позднее его стали именовать «Большим Быком».
Несколько веков из-за «Быка» пройти в этом месте Каму было невозможно без помощи опытного лоцмана, чем и пользовались жрецы, которые жили на холме в языческом капище и собирали дань со всех кораблей, проплывающих мимо. Если кто-то отказывался им платить, то неизменно разбивался об этот камень, поскольку из-под воды его не было видно, а безопасный путь знали только жрецы.
Однако в начале XIX века, когда Елабуга стала процветающим купеческим городом, камень взорвали. Ведь торговля была напрямую связана с развитием судоходства, а «Бык» загораживал путь многочисленным баржам с грузом. Впрочем, его осколки до сих пор покоятся на речном дне.
Кстати, второй камень, так называемый «Малый бык» (который значительно уступал в величине своему старшему собрату), сохранился до наших дней. Он лежит на дне Камы, около деревни Котловка, что в нескольких километрах от Елабуги.
…А ваш город, дорогие читатели, случайно не входит в число избранных, то бишь, священных поселений?