«Ходячие мертвецы» Фрэнка Дарабонта. Новый сериал на тему апокалипсиса?
Родоначальник жанра фильмов про зомби, Джордж А. Ромеро, к телесериалу канала AMC «Ходячие мертвецы» не имеет ровным счетом никакого отношения. И должен сказать, слава Богу, ибо, судя по последним опусам Ромеро, он потихоньку, но верно впадает в старческий маразм. По крайней мере, два последних фильма 70-летнего режиссера, «Дневники мертвецов» и особенно «Выживание мертвецов», выглядят вторичными и беспомощными.
Идея создать что-нибудь подобное уже давно витала в воздухе, но ни один из известных мастеров жанра не чувствовал в себе сил и желания надолго завязнуть в проекте, ибо, как известно, телесериалы имеют свойство продолжаться. Иногда до бесконечности или до полной потери вменяемости.
Первый сезон (шесть серий, включая пилотную) «Ходячих мертвецов» прошел в Америке с октября по декабрь прошлого года и стал для телеканала АМС самым успешным проектом за всю историю его существования. Бразды правления взял в свои руки никто иной, как Фрэнк Дарабонт, постановщик «Зеленой мили», «Мглы» и «Побега из Шоушенка»; последний уже в течение нескольких лет бессменно возглавляет различные авторитетные списки фильмов всех времен и народов.
Кратко о сюжете сериала.
…Попав в перестрелку и получив опасное ранение, помощник шерифа Рик Граймс (Эндрю Линкольн) впадает в коматозное состояние. Очнувшись, он обнаруживает, что цветы завяли, часы встали, а его жизнеобеспечивающие приборы выключены и уже успели покрыться толстым слоем пыли. Оставим на совести сценаристов сверхчеловеческие возможности нашего героя выживать в отсутствие воды, еды и капельницы, но факт остается фактом: Рик очухивается, ослабший и дезориентированный.
Выйдя на Божий свет, Рик понимает, что, пока он прохлаждался в больничной палате, мир постигла какая-то ужасная катастрофа. Сама больница, а также ее окрестности, буквально завалены горами гниющих трупов, а единственными живыми организмами, встреченными Риком на пути из госпиталя домой, являются мухи и полуобглоданный женский труп, по какой-то причине подающий признаки жизни. Невеселый пейзаж довершают пустые окна брошенных домов, тонны мусора на улицах и тотальное отсутствие Хомо сапиенсов в привычном понимании этого слова.
Найдя свой дом опустошенным, но не разграбленным, Рик получает лопатой по башке и таким образом заводит короткую дружбу с Морганом и его сыном Дуэйном, которые окопались в соседнем доме. Именно они посвящают Рика в последние новости. Неизвестная, но стремительно распространяющаяся инфекция заполонила улицы городов и сел, превращая людей в «ходячих мертвецов». Укус такого существа незамедлительно приводит к лихорадке, в результате чего любой укушенный рано или поздно станет таким же. Мертвецы, хоть и безмозглы, но голодны и кровожадны, что заставляет их сбиваться в стаи, представляющие особую опасность для оставшихся в живых.
Вооружившись в местном полицейском участке, бывший шериф, в надежде найти свою жену и сына, отправляется в ближайший крупный мегаполис, Атланту, где, по словам Моргана, может находиться штаб по спасению выживших…
Скажу сразу, сериал оставил у меня двойственное впечатление. С одной стороны, задумка, конечно, шикарная. Именно поэтому зрительские ожидания от проекта зашкаливали, а пилотный выпуск посмотрело более пяти миллионов человек, что для такого специфического жанра — невероятный успех. С другой стороны, авторы уже по ходу первого сезона начали заметно сдавать и впадать в излишнюю мелодраматизацию, что не могло не сказаться на качестве. Закрутив интригу в самом начале, Дарабонт и компания успешно расправились с ней уже к третьей серии, а затем начали вольнодумствовать, что привело их к достаточно банальному финалу и открытой концовке. Второй сезон уже готовится к съемкам, он будет состоять из тринадцати эпизодов и увидит свет в ноябре 2011.
Больше всего расстраивает тот факт, что авторы не попытались привнести в свой проект оригинальных мыслей. Черпая вдохновение в экранизируемом графическом романе Роберта Киркмана, они исподволь изучили тематику, наполнив свое произведение многочисленными цитатами из классических картин Ромеро, «Обителей зла», «28 дней спустя» и знаменитого апокалиптического шедевра Стивена Кинга «Противостояние» (The Stand). Сюжетно «Ходячие мертвецы» представляют собой квинтэссенцию жанра и призваны поражать масштабом и атмосферой, но никак не блеском уникальности.
Всю силу своей фантазии создатели направили не на сценарные изыски, а на воплощение мрачной безысходности нового мира, зрелищность и максимальную реалистичность происходящего, в том числе «главных героев» фильма — «ходячих мертвецов», которых, кстати, за весь сезон ни разу не назвали словом «зомби». Особенно удалось проявить себя специалистам по гриму, которые воплотили на телеэкране поистине ужасных и впечатляющих монстров. А вот пустынные пейзажи каменных джунглей, любовно прорисованные на компьютере, стандартны, схематичны и уступают своим кинематографическим аналогам.
Касательно актерского состава сериала. Главные роли достались актерам Эндрю Линкольну и Джону Бернталу. Первый снимается в кино и на телевидении с 1995, и в частности, засветился в рождественской комедии «Реальная любовь». Бернтал — спец по сериалам («Доктор Вегас», «Юристы Бостона», «Как я встретил вашу маму»), но в большинстве случаев появлялся на второстепенных ролях. Третьей номинальной звездой сериала является Сара Уэйн Кэллис, известная широкой аудитории по роли в сериале «Побег из тюрьмы».
В качестве «приглашенных звезд» в «Ходячих мертвецах» также участвуют Лори Холден («Сайлент Хилл», «Мгла»), Джеффри ДеМунн («Зеленая миля», «Мгла»), Норман Ридус, Майкл Рукер и Ноа Эммерих. Все актеры состоявшиеся, поэтому в целом к кастингу «Ходячих мертвецов» претензий никаких нет.
Что мы имеем в сухом остатке на конец первого сезона? Увы, начинался сериал гораздо бодрее и многообещающе, чем закончился. И даже, несмотря на избитый ход с выходящим из комы пациентом (помимо «Обители зла 2» и «28 дней спустя», подобное начало было у знаменитого «Дня Триффидов»), казалось, что авторы находятся на верном пути. Однако затем сериальная сущность постановки взяла верх над кинематографической составляющей, и стычки с блуждающими мертвецами постепенно уступили место выяснению отношений между главными героями.
Финал первого сезона поразил своей шаблонностью. Но, учитывая, что следующая порция приключений выйдет только спустя год, авторы были вынуждены завершить хотя бы основную сюжетную линию. Правда, при этом часть персонажей просто потерялись из виду, поэтому будем надеяться, что и для Моргана, и неистового Мерла Диксона в исполнении Рукера найдется место в продолжении.
В любом случае, на сегодняшний день «Ходячие мертвецы» — первая полноценная попытка создать эпическое полотно на постапокалиптическую тематику. Попытка, не лишенная проблемных мест, но заслуживающая уважения.