«300 спартанцев»: кадры решают всё?
«Не числом, а уменьем!» — говаривал наш великий русский полководец Суворов.
Много позже жития достопочтенного воителя режиссер Зак Снайдер снял фильм «300 спартанцев», который как никогда подходит под девиз нашего славного предка! И неудивительно: и там, и там речь идет о войне и о полководцах от Бога.
Повествование в картине ведется от третьего лица, то есть мы видим экранизированный рассказ о последнем отрезке жизни царя Спарты Леонида (актер Джерард Батлер). Авторы фильма создали как бы рассказ в рассказе и авторским текстом пытаются отделить суть событий тех лет от шелухи. Мне кажется, что от этого фильм не потерял жизненности, а наоборот, только приобрел. Сия своеобразная «изюминка» фильма меня порадовала.
Коротко о канве картины. Бесчисленная армия персидского вождя Ксеркса идет на Спарту. Леонид задумал остановить неприятеля в узком проходе под названием «Огненные ворота». Как это сделать? Без чудес тут не обойтись! В основу сценария легли комиксы, а комиксы, как мы знаем, есть обилие чудес.
Посему, коль мы говорим о Древней Греции, авторы вносят мифическую составляющую. А куда же без нее при подобной тематике! Появляются некие бессмертные персидские призраки, которые способны рвать плоть человеческую на куски. При вере древних греков в потусторонние миры, спартанцы должны бы были испугаться и двинуться восвояси, только завидев призраков. Но не из того они сделаны теста! Отступить для спартанца — изменить себе и Родине.
Режиссер Зак Снайдер ставит перед 300 спартанцами задачу невыполнимую: остановить армию персов числом невиданным, одолеть бессмертных монстров, боевых носорогов, предательство спартанца и много-много еще чего. Испытание, прямо скажем, леденящее кровь. От этого фильм смотрится с приятным напряжением.
Главный герой — царь Спарты Леонид — предстает перед зрителем бородатым, мускулистым мужиком. Персонаж Батлера явно наделен государственным мышлением и в жестком лице актера есть нечто из этой области деятельности. Мы видим признаки государственного мужа! И вот что еще интересно: его жена царица Горго (актриса Лена Хиди), провожая мужа фактически на смерть, окликает Леонида не «Муженек! Куда же ты намылилси?!», а коротко, пружинно: «Эй! Спартанец!»
Да! В Спарте нет места нюням из цикла «Ах, куда же ты милый пошел? — На войну!». Посему герой Джерарда Батлера жестко прощается с красавицей женой и малым сыном. Вернее, безэмоционально.
Сколько я помню ролей, сыгранных Батлером, он почти везде создает образ непреклонного человека, без колебаний делающего свое дело. Так и тут: он нарушил запрет уродливых старцев — оракулов, которых подкупили персы, — не начинать войну против Ксеркса. Леонид понимает, что, если неприятеля не остановить, — Спарте конец. И тогда он всем сообщает, что идет, дескать, на прогулку. С собой берет на променад 300 отменных бойцов. Странная прогулка для такого количества взрослых мужиков с мечами и щитами! Но кто запретит царю гулять по своим владениям…
Особо запоминаются в фильме уродцы, как ни странно. Те же оракулы — Леонид вынужден просить разрешения на войну у уродливых предсказателей, что покрыты бородавками, как лягушки. Когда зритель видит их на экране, то поеживается от мерзости (браво гримерам фильма!). Оракулы не за просто так дают свои «ценные» советы: в ответку деву им подавай! Причем, восхитительную спартанку! Губа, вспухшая от герпеса, — не дура, как говорится, у этих монстров!
Не менее здорово авторы создали еще одного уродца — бывшего спартанца, в будущем предателя Эфиальта (актер Эндрю Тьернен). Его даже немного жалко: эк его скособочили авторы картины! Хотя он и мерзавец.
Яркость всего действа под названием «300 спартанцев» Зака Снайдера проявляется в образе одного из лучших персонажей фильма — в предводителе персов Ксерксе. Злодей великолепен! Понавешал на себя столько золота, что на нем все золотовалютные запасы небольшой страны вихляются! А уж пирсинг такой на нем, что любая нынешняя красотка, любой пирсинг-салон обзавидуется!
Трон Ксеркса похож на золоченый дом. Могущество Ксеркса проявляется даже в том, что подданные его сразу падают ниц, чтобы подставить спину под его шаги. То есть становятся ступеньками. Ах, как мне понравилась вся эта сцена знакомства царя Леонида и лидера армии персов! Уверен, это лучшая сцена. Два великих воина сошлись лицом к лицу.
Вообще, иногда при просмотре создается ощущение, что авторы сознательно стремились привлечь к картине как можно больше женской аудитории. Это может показаться странным, ведь речь идет о мифическом историческом боевике. Но обилие мускулистых мужских торсов не оставило равнодушными женские сердца. Вероятно, те кто набирал актеров на этот фильм (кастинг-директора) немало пошарили по «качалкам» и клубам культуристов!
Молодцы! А даме-зрительнице приятно будет увидеть на экране настоящие рельефные мужские тела, особенно в том случае, если дома на диване лежит лысый, с бородавкой на носу и волосами из ноздри пузатый супруг. Фильм «300 спартанцев» — это вполне мифическое произведение режиссера Зака Снайдера, и посему здесь играют мифические, «геракловидные» мужчины. Сей ход создателей вполне логичен, ибо не любители же пива с бесконечными чипсами становились спартанцами! Тут нужен иной человеческий материал, и нам его подобрали.
Боевые сцены отличаются немалой кровожадностью, и главное — они все как бы летучие. Скучать фильм не дает, это точно. Видимо, за счет того, что основа фильма — правдивая история о том, что невозможное возможно, если за дело берутся столь славные молодцы.
В фильме «300 спартанцев» я увидел стилистику, во многом схожую с картиной «Апокалипто» Мела Гибсона, который вышел на экраны в том же году, что и «300 спартанцев» — в 2006. «300 спартанцев» — это смесь боевого мифа, мистики, преданности, любви — и все это подано авторами масштабно. А подчас чересчур натуралистично (что есть и у Мела Гибсона — режиссера).
Реально захватывающе выглядит в кинопроизведении Зака Снайдера момент, когда показывают отрубленную голову, что летит в воздухе. Она делает повороты вокруг своей оси. (Ось, правда, отрубили. Ну, шею. ) Но и легкая тошнота у зрителя тут как тут! Фильм «300 спартанцев» весьма кровавый, но кровавость здесь героическая, а не мерзкая, какую мы часто наблюдаем в фильмах ужасов.
Но есть и светлые моменты, благо, в основе сценария комикс: забавно выглядит подчас музыкальный и видеоряд.
Вот суда персов рушатся под гневом Зевса, наславшего на них шторм. Персы, ясное дело, тонут пачками, их мечи идут ко дну, а щиты беспомощными блюдцами колышутся на воде. И все это показано под современные супердискотечные, и даже немного металлические мелодии!
Мне, зрителю, даже хочется станцевать. Но не только мне! Персонажи картины — бравые спартанцы — тоже пританцовывают в потоках дождя, видя, как враги их отправляются на бессрочное изучение дна морского. Весьма динамичный эпизод, очень танцующий.
Фильм радует на 9 из 10.