Где разлит мед? О поэтизации пищевого продукта
Вместо эпиграфа — просто наблюдение. По-русски мы говорим, обращаясь к приятному нам человеку, «моя дорогая, мой дорогой». Меркантильно как-то… А если человек стал неприятен, то как скажем? Мой дешевый, моя дешевая??? А вот меркантильные американцы по-английски скажут «honey» — моя сладкая, мой сладкий.
В старых латинских рукописях мы читаем: paella melita — медовая девушка. Так они обращались к возлюбленной, эти древние.
Сладок как мед… В поэзии этот мед разлит повсюду и во все времена. Для поэта мед был всегда символом спиритуальности и поэтического вдохновения. Пища богов, приносимая божественными пчелами к царским тронам.
У древних греков и римлян пчелы считались птицами муз. Золотые пчелы собирали мед на горе Гиметус и приносили его поэтам для услащения их стихов. Мед разлит и в географии древних — несколько городов носили название Melite, Melita. Остров Мальта назывался островом Melita (в сицилианском произношении). Нам от древних остался мед, разлитый в названиях современных городов Мелвил, Мельбурн, Мелроуз…
Только в Англии сколько медовых городов: Ханингтон в Саффолке, Ханейдон в Бедфордшире, еще Ханингтон и Ханилей в Уорвикшире, Ханибаум и Ханибрук в Вустершире. В Ирландии свой Клонмельс.
А пройтись по США: множество ручейков Ханикрик (так и переводится — Медовый ручей), городки Хани в штате Миссиссипи, в Айове и в Северной Каролине, три городка Ханикрик в Айове, по два в Висконсине и Индиане, еще один в Орегоне. Хани Хилл (Медовый холм) в Южной Каролине, Ханибенд и опять Ханикрик в моем родном штате Иллинойс, Ханигроув (Медовая роща) в Техасе, Ханифорд в Северной Дакоте, Ханибрук и снова Ханигроув в Пенсильвании, Ханивиль (просто Медовый город) в Оклахоме. Есть озеро Хани в Калифорнии и даже, не поверите, болото Хани Айленд (Медовый остров) в Луизиане…
С медом также ассоциируется янтарь (Amber — амброзия). Ведь амброзию наливали именно в янтарные чаши. В древнеанглийском амбром называли бокал. Вот почему в графстве Сессекс город Амберстаун стоит рядом с городом Ханикрук. В Англии же, в графстве Вильшир город Амберсберри стоит на горе Амброзия.
Мелос, мелодия, Мельпомена, мелодрама — все созвучно с корнем mel, что означает мед. Оглянитесь вокруг: сколько нас окружает медовых слов — медоточивые речи, медовые берега, медвяные ароматы. И даже вещи, напрямую не связанные со словом мед, все равно восходят к медовой мифологии.
Казалось бы, близко не лежит сардонический смех с нашим медом. Ан нет, растет на острове Сардиния медонос, с которого пчелы собирают нектар. Если человек вкусит от плода сего, его лицо искажается в сардоническом оскале и он заливается сардоническим смехом.
В индийской поэзии мед просто сочится и капает. Эпитет «мадхукара» (мадху на хинди — мед) — медоносная, медоточивая — прилагается и к пчеле, и к возлюбленной, и к луне. Вся Ригведа пронизана медом. Причем мед символизирует в Ригведе мужское медоточение, плодородие, продолжение жизни. Не тут ли берет свои истоки наш медовый месяц?
В одном древнем мифе говорится, что пра-женщина была сотворена не из ребра пра-человека, а из солнечных лучей, слез тумана, порывистости ветра, трепета листвы, твердости алмаза, пышности павлина, ярости тигра, холода снега и сладости меда. Правда, красивее, чем пошлое ребро?
Наша речь просто пересыпана медом. Медовые поговорки и пословицы пришли к нам от древних и живут по сей день.
Из латыни пришли: Ubi mel, ibi apis — Где мед, там и пчелы. (Платон) Inpia sub dulci melle venena latent — Грех прячет яд под сладостью меда. (Овидий) Ubi mel, ibi fel — Где мед, там и желчь. (Любимая поговорка Лютера Кинга. )
Немецкий фольклор: Пчелы приносят мед, мед приносит пчел. У пчелок во рту мед, а в хвосте жало.
Французы: Bouche de miel, coeur de fiel — Рот в меду, сердце в желчи.
Арабы: Мед хорош, но мертвым не поможет. (Саади)
Китайцы: Когда разрушен дом, кто-то остается с медом.
Англоговорящие: Не пинай улей, если хочешь меду. (Авраам Линкольн) No bees — no honey, no work — no money. — Нет пчел — нет и меда, нет работы — нет и денег. Капля меда не подсластит океан. Не будь сладким — пчелы съедят.
Эпос всех народов на земле так или иначе связан с медом, мед действительно разлит в мире, он благоухает повсюду. Значит, жизнь — все же неплохая штука. Медовой всем жизни!