Лес лесу рознь, или Чем заняться студенту в турпоходе? «Темный мир в 3D»
7 октября 2010 российский кинематограф разродился первым в его истории 3D-шедевром. По крайней мере, так думалось и хотелось его создателям: режиссеру Антону Мегердичеву, сценаристу Алексею Сидорову и безвременно ушедшему от нас Александру Дорбиняну. Мыслей последнего насчет этой картины мы уже не узнаем, а вот Мегердичев и Сидоров в интервью, само собой, ничего не стеснялись и позиционировали свой фильм в качестве очередного «нашего ответа Голливуду». К сожалению, от Голливуда, где вопросов никаких к авторам «Темного мира» не было и нет, реакции мы не дождались. Зато лично я дождался, когда картина выйдет на DVD. В связи с чем и появилась на свет сия заметка.
…Филологический факультет МГУ. Профессор в исполнении Владимира Носика предлагает ученикам посетить густые лесные массивы Карелии, дабы собрать местные пословицы, поговорки, гадания и культурные обычаи. Знаем, уже проходили, заканчиваются подобные сборы либо похмельем, либо «судом по закону гор». Тем не менее, экспедиция отправляется в путь.
В ее составе психически неуравновешенная девушка-гот Марина, влюбленная в плейбоя Артура. Артур путешествует вместе со своей подружкой-веселушкой Викой, но не прочь лишний раз запустить лапы под черные готические одежды Марины, ибо он не только ловелас, но и порядочная сволочь. Ботаник Костя тайно сохнет по Марине и терпеть не может ни Артура, ни его Вику. Остальные персонажи активно галдят вокруг, создают фон и предназначены для массового заклания в ходе грядущих событий.
Марина, мягко говоря, девушка странная. Как и те места, куда наши горе-исследователи забрели. А места эти жуткие и нелюдимые. Обнаружив избушку посреди погоста, Марине и утешающему ее Косте не терпится выломать дверь и присмотреться к убранству ничейного домика. В домике есть подвал, в подвале — таинственные руны и труп какой-то бабушки, не успевшей довязать внучеку носок. Пока Марина рассматривала затейливые узоры на здоровенном щите, труп скособочило и из омертвевшего рта в мадмуазель переселилось нечто неосязаемое, но, судя по консистенции и выступившим на лице пятнам, не очень доброе.
Марине резко сплохело, и профессор решил вызвать такси на дом, то бишь дозвонился до МЧС. Однако впереди вертолета со спасателями на лужайку прибывают угрюмые и тяжеловооруженные люди, которые явно не желают: а) чтобы настоящие представители МЧС им мешали; б) оставлять молодых людей в живых; в) вести переговоры и кому-либо помогать. Их предводитель Шарапов убивает профессора, забирает магический щит и делает контрольный звонок своему боссу, коим является видный чиновник, а по совместительству потомственный колдун, Александр.
Однако щит без девушки — это как бассейн без воды, плавать можно, но не рекомендуется. А Марина со своим очкастым другом как раз отбились от группы, уйдя в свободное плавание по местным болотистым лесам. Последние слова мертвой старухи — не что иное, как древнее заклятье, которое поможет вызвать из царства мертвых отца Александра, могущественного и злющего шамана. Сама же Марина и в ус не дует, что ее кандидатурой заинтересовались столь высокопоставленные личности. Все ее друзья — кто уже погиб от рук похитителей, кто находится в заложниках у Александра. Чтобы облегчить их участь, девушке необходимо сгонять к озерным ведьмам. Там ее сделают королевной, научат стрелять из лука, летать по воздуху без страховки и материться на древнеэльфийском. Ну, а там и до финальной схватки со злом недалеко, благо теперь силы практически равны…
Обозревая «Темный мир» в составе первых октябрьских киноновинок 2010 года, я, каюсь, был к данной ленте немного несправедлив. Ошибки я признавать умею. Картина Мегердичева оказалась не столь плоха, как ее расписывают, однако и того ажиотажа, что был вокруг нее пущен, явно не заслуживает.
По сути, перед нами типичный молодежный ужастик из серии «Мы не местные, мы заблудились, мы напоролись на мертвецов/насильников/инопланетян/сучок». Нужное подчеркнуть. Ничего нового в этом жанре создатели фильма не сказали, прибавив лишь страданиям юных естествоиспытателей местного колорита. Ведьмы там всякие (преимущественно озерные), колдуны, бабушки с грибочками, да прочая нечисть. Смотрится, если честно, не очень. Также аутентично, как Фредди Крюгер в буденновке. Ибо ноги всех этих страшилок и культпоходов в лес проистекают из махровых голливудских жутиков восьмидесятых годов.
Копировать, само собой, никто не запрещал. Копировать, использовать, дополнять и модифицировать. Чем, в общем-то, авторы фильма усиленно и занимаются большую часть экранного времени. Ведьмы под предводительством Елены Пановой (Хельви) что-то бормочут на языке, до боли напоминающем говор эльфов из «Властелина колец». Главные герои задорно вздымаются ввысь, размахивая солидными кусками заточенной стали и скачут по деревьям не хуже персонажей «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Энга Ли. Ботаник превращается в героя, красавчик — в предателя, а нелепые персонажи умирают нелепой смертью. Законы жанра и авторские права соблюдены.
Прибавить и убавить нечего. Актерский состав фильма традиционно не дотягивает до нужных высот ровно наполовину. Складывается впечатление, что продюсеры специально просят нормальных актеров разбавлять кошмарными статистами. Марина в исполнении Светланы Ивановой оставляет двойственное впечатление. Вроде бы местами ей удается быть естественной и искренней, а затем начинается откровенное переигрывание и в голосе звучат фальшивые нотки. Иван Жидков в роли Кости — хорош. Уверенно, профессионально, достоверно. Для ботаника слишком уж накачанный торс, но тут, как говорится, выбирать не приходится.
Елена Панова не виновата в том, что ее героиня-ведьмочка вызывает раздражение своими картонными, пафосными фразами; тут постарались сценаристы, убившие сей типаж на корню. А вот главному кинозлодею Сергею Угромову (сериалы «Ликвидация» и «Исаев»), наоборот, свезло с персонажем. Не хватило немножко черного юмора, чересчур уж этот Александр какой-то сурьезный, зацикленный на своих семейных проблемах. Ну и пафосом, само собой, тоже перебрали. Ах, ему 2500 лет. И колдун он замечательный, и работа в правительстве для него хобби. Хвастуны в кино всегда получают по первое число.
А как же пресловутое 3D? Тут, друзья, я, увы, не ошибся. Абсолютно бесполезно что-то разглядеть в темном лесу. Драки и редкие баталии даже в двухмерном варианте выглядят удручающе, что уж говорить про убогую 3D-конвертацию, которую могли себе позволить создатели «Темного мира». Торопились, ребята, презентовать продукт. И, кстати, не зря, ибо воодушевленный зритель серьезно потратился, оставив в закромах сего опуса 8,5 миллионов долларов, что в рублях составляет совсем уж бесстыдную сумму.
Финализирую. Скромненько и безвкусно. Но уже намного, намного лучше, чем отвратительная пакость вроде «С. С. Д. » или «Юленьки». Не всё авторам ленты удалось, еще больше они просто упустили из виду. Некоторые операторские приемы, вроде раздвоения изображения, не несут явного смысла и представляют собой «эффект ради эффекта».
Тем не менее, эта попытка вполне осознанна и направлена на становление жанрового кинематографа в нашей стране. Порадовали чисто российские реалии, вроде водилы, который вылезает из «Камаза» с дробовиком наперевес и приглашает обитателей преградившего ему путь вертолета «выйти, поговорить». Жаль только, что «живых» моментов в ленте было намного меньше, чем наигранности и штампов.