Миф о короле Артуре
Давным-давно, в самом начале эпохи средневековья, земли, некогда бывшие кельтскими, раздирали страшные войны. И однажды в летописях тех времен среди имен реальных героев и вождей появилось другое имя. Артур. Ни одна битва не знала такого героя, никто из современников не слышал о нем. Ведь на самом деле его не существовало, люди просто вспомнили одну из легенд, которую отныне с завидной частотой будут вспоминать вновь и вновь.
Миф о короле Артуре спустя века, а может быть тысячелетия со своего рождения год за годом остается одним из самых популярных мифов на свете. Он переживает короткие времена забвения, но за ними неизменно следуют новые взлеты, новые книги, новые философии и религии. И в каждую новую традицию миф об Артуре вписывается так органично, будто бы всегда и принадлежал именно ей. И вот уже забыты древние языческие корни, вот уже скоро потухнет в памяти славная эпоха рыцарства. Король Артур понемногу входит в фантастические книги и философии – его царство уже не Камелот, но новые планеты и новые миры. И вновь тема нашей работы, как никогда актуальна.
Целью нашей работы был поиск и рассмотрение в контексте современной литературы неизменных во все времена элементов мифа, центра мифа, его стержня – пути к замку Грааля, его неизменного во все века смысла. Для достижения этой цели, мы использовали множество научных работ, посвященных мифу в целом и нашему мифу в частности, также мы обращались к легендам, сказкам, классическим романам Артурианы и современным произведениям, прямо или косвенно касающимся нашего мифа. Так же мы использовали источники, помогающие нам проследить отголоски Граалевской традиции в психологии, философии и других областях. Объектом нашего исследования стали древние легенды, средневековая традиция и современная культура и литература, в том числе русское фэнтези.
Сначала мы проследили историю развития легенды, ее воскрешение в эпоху средневековья, ее слияние с христианской традицией и последующие изменения. Мы привели краткий обзор самых известных и признанных средневековых романов о короле Артуре. Далее мы нашли те мотивы, которые из века в век остаются неизменными. На базе этих неизменных мотивов мы воспроизвели обязательный путь к замку Грааля, который независимо от произведения и культуры, к которой оно относится, герой непременно проходит. Выделенный в работе путь делится на шесть ступеней: зов Грааля, жертву, переход в иной мир, незаданный вопрос, неколебимую веру и, наконец, битву героя с самим собой, и обретение Грааля. Обретая Грааль, герой перерождается. В эпоху рыцарства, путь становится дорогой к посвящению. В учениях ересей и сект – путем к высшему, божественному знанию и миропониманию. В оккультных учениях – дорогой к владению высшей магией. Для язычников, согласно исследованию Проппа, - иллюстрацией прохождения обряда превращения мальчика в мужчину. Путь остается неизменным, смысл, вкладываемый в проходимые героем ступени во всех культурах довольно близкий. Но, так же как и в этих культурах, тайну перерождения Грааля дошедший до конца пути никогда не рассказывает, поэтому в работе мы предприняли попытку самостоятельно отыскать смысл этого перерождения. Возможно, оно символизирует вечное перерождение всего сущего, сгорание феникса и его воскрешение из пепла. Этот мотив объясняет многие загадки, но он слишком прост и вряд ли мог обеспечить легенде многовековую популярность. Возможно, герой перерождается в новом социальном статусе, мальчик становится мужчиной, воин становится вождем. Но более правдоподобным вариантом можно назвать выход из вечного круга перерождений и превращение героя в бога. Ведь еще у древних кельтов присутствовал именно этот мотив перерождения. Обретая Грааль в кельтской традиции, герой получал арфу, книгу или меч, вещи, которыми могут владеть лишь боги. А значит, герой становится именно богом: по этимологии кельтов – великим магом, воином или королем. То есть, проходя ступени пути, герой достигает высшего уровня самосовершенствования.
Энциклопедия короля Артура: http://king-artur.ru/ ; научная работа о Граале в современной литературе: http://king-artur.ru/soderjanie
Миф о короле Артуре спустя века, а может быть тысячелетия со своего рождения год за годом остается одним из самых популярных мифов на свете. Он переживает короткие времена забвения, но за ними неизменно следуют новые взлеты, новые книги, новые философии и религии. И в каждую новую традицию миф об Артуре вписывается так органично, будто бы всегда и принадлежал именно ей. И вот уже забыты древние языческие корни, вот уже скоро потухнет в памяти славная эпоха рыцарства. Король Артур понемногу входит в фантастические книги и философии – его царство уже не Камелот, но новые планеты и новые миры. И вновь тема нашей работы, как никогда актуальна.
Целью нашей работы был поиск и рассмотрение в контексте современной литературы неизменных во все времена элементов мифа, центра мифа, его стержня – пути к замку Грааля, его неизменного во все века смысла. Для достижения этой цели, мы использовали множество научных работ, посвященных мифу в целом и нашему мифу в частности, также мы обращались к легендам, сказкам, классическим романам Артурианы и современным произведениям, прямо или косвенно касающимся нашего мифа. Так же мы использовали источники, помогающие нам проследить отголоски Граалевской традиции в психологии, философии и других областях. Объектом нашего исследования стали древние легенды, средневековая традиция и современная культура и литература, в том числе русское фэнтези.
Сначала мы проследили историю развития легенды, ее воскрешение в эпоху средневековья, ее слияние с христианской традицией и последующие изменения. Мы привели краткий обзор самых известных и признанных средневековых романов о короле Артуре. Далее мы нашли те мотивы, которые из века в век остаются неизменными. На базе этих неизменных мотивов мы воспроизвели обязательный путь к замку Грааля, который независимо от произведения и культуры, к которой оно относится, герой непременно проходит. Выделенный в работе путь делится на шесть ступеней: зов Грааля, жертву, переход в иной мир, незаданный вопрос, неколебимую веру и, наконец, битву героя с самим собой, и обретение Грааля. Обретая Грааль, герой перерождается. В эпоху рыцарства, путь становится дорогой к посвящению. В учениях ересей и сект – путем к высшему, божественному знанию и миропониманию. В оккультных учениях – дорогой к владению высшей магией. Для язычников, согласно исследованию Проппа, - иллюстрацией прохождения обряда превращения мальчика в мужчину. Путь остается неизменным, смысл, вкладываемый в проходимые героем ступени во всех культурах довольно близкий. Но, так же как и в этих культурах, тайну перерождения Грааля дошедший до конца пути никогда не рассказывает, поэтому в работе мы предприняли попытку самостоятельно отыскать смысл этого перерождения. Возможно, оно символизирует вечное перерождение всего сущего, сгорание феникса и его воскрешение из пепла. Этот мотив объясняет многие загадки, но он слишком прост и вряд ли мог обеспечить легенде многовековую популярность. Возможно, герой перерождается в новом социальном статусе, мальчик становится мужчиной, воин становится вождем. Но более правдоподобным вариантом можно назвать выход из вечного круга перерождений и превращение героя в бога. Ведь еще у древних кельтов присутствовал именно этот мотив перерождения. Обретая Грааль в кельтской традиции, герой получал арфу, книгу или меч, вещи, которыми могут владеть лишь боги. А значит, герой становится именно богом: по этимологии кельтов – великим магом, воином или королем. То есть, проходя ступени пути, герой достигает высшего уровня самосовершенствования.
Энциклопедия короля Артура: http://king-artur.ru/ ; научная работа о Граале в современной литературе: http://king-artur.ru/soderjanie
Отзывы и комментарии