Анализ конкурентной среды

Деятельность конкурентов имеет важное значение для развития бизнеса. Каждая мера, предпринятая фирмой, влечет за собой ответную реакцию других компаний, занимающихся производством и распространением подобных товаров и услуг. Исследование конкурентов является необходимым шагом для получения полной информации о рыночной среде, в которой функционирует предприятие. Деятельность конкурентов имеет важное значение для развития бизнеса. Каждая мера, предпринятая фирмой, влечет за собой ответную реакцию других компаний, занимающихся производством и распространением подобных товаров и услуг.
Исследование конкурентов является необходимым шагом для получения полной информации о рыночной среде, в которой функционирует предприятие. Условно процесс исследования конкурентов можно разделить на несколько этапов, которые представлены схематично на рисунке 1.
Проведем комплексный анализ конкурентной среды на примере фирмы «А».
Фирма «А» является партнером разработчика программных продуктов на платформе 1С. Другими словами, фирма «А» выступает одним из региональных представителей, обеспечивающих реализацию и техническую поддержку программного обеспечения. Программы на платформе 1С востребованы на рынке и не имеют аналогичных заменителей. Конкурентная среда в данном случае складывается из компаний, распространяющих эту продукцию.

Идентификация конкурентов

Первый этап процесса исследования называется «Идентификация конкурентов». На данном этапе основной задачей является выбор фирм, занимающих существенные доли изучаемого рынка. Помощь в решении этого вопроса могут оказать следующие источники информации: интернет, телефонные справочники, рекламные проспекты, информационные письма разработчиков, отзывы клиентов и т. д.
Для фирмы «А» было выделено 3 основные конкурента: фирма «Т», фирма «Ц» и фирма «С».

Оценка конкурентных сил

В рамках данного этапа имеет смысл сравнить товарные предложения конкурентов с собственными услугами и выделить сильные и слабые стороны каждого из них.
Для оценки конкурентных сил была составлена сравнительная таблица 1. Поскольку цены на программные продукты и их ассортимент диктуются разработчиком, анализ будет проводиться по качеству сервисного обслуживания и оказания дополнительных услуг по внедрению и поддержке программного обеспечения.

Таблица 1

В таблице 1 проиллюстрированы основные направления деятельности, которые развивают фирмы, являющиеся официальными представителями разработчика программных продуктов на платформе 1С. Знаком «+» помечено наличие данного направления у конкретной организации.
На основании полученных данных можно выделить сильные и слабые стороны конкурентов. Преимущества и недостатки конкурентов сформулированы в таблице 2.

Таблица 2

Проведя анализ конкурентных сил, можно перейти к следующему этапу.

Оценка конкурентных преимуществ

На данном этапе выделяются сильные стороны собственной компании по отношению к каждому конкуренту. Выявленные сведения помогают оценить собственные возможности по завоеванию намеченных рыночных ниш, а также выделить некоторые направления для развития собственного бизнеса.
Конкурентные преимущества фирмы «А» по отношению к каждой конкурирующей компании проиллюстрированы на рисунке 2.
Схема конкурентных преимуществ фирмы «А», приведенная на рисунке 2, показывает, что универсальным конкурентным преимуществом компании по отношению ко всем конкурентам является комплексное обслуживание компьютеров и программного обеспечения. На втором месте идут следующие положительные стороны: консультирование по работе с программными продуктами и наличие в компании специалистов с высокой квалификацией.

Поиск направлений для развития

Учитывая полученную информацию, можно выделить следующие основные направления для развития компании:
  1. Позиционирование фирмы «А» как компании, предоставляющей комплексный спектр услуг от помощи в выборе программного продукта до технического и информационного сопровождения автоматизированных систем.
  2. Позиционирование фирмы «А» как компании, персонал которой состоит из сертифицированных и высококвалифицированных специалистов.
  3. Позиционирование фирмы «А» как компании, деятельность которой ориентирована на выявление существующих проблем и потребностей клиентов и поиск решений по их удовлетворению.
  4. Развитие новых направлений бизнеса. Например, реализация учебно-методической литературы под заказ, оказание консультационных услуг по бухгалтерскому учету.
Процесс изучения конкурентной среды, представленный выше, проиллюстрирован на основании данных о фирмах-представителях разработчика программ 1С на региональном рынке. В зависимости от специфики и отрасли деятельности набор характеристик для сравнения и техника выявления конкурентных преимуществ может меняться.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: